СРО НП «ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»
филиал по Приволжскому и Уральскому
Федеральным округам

МИНЭКОНОМИКИ ОТМЕНЯЮТ ПОЖАРНУЮ РЕНТУ

  Минэкономики, проведя оценку регулирующего воздействия, опубликовало отрицательный отзыв на подготовленный МЧС проект «Правил пожарной безопасности». Документ является аналогом техрегламента «О пожарной безопасности», но содержит более жесткие требования к пожарной безопасности зданий, сооружений, объектов торговли, массовых мероприятий и процессов производства.

   Напомним, что разработка федеральных «Правил пожарной безопасности», утверждаемых правительством РФ, предусмотрена законом «О пожарной безопасности» № 69 от 21 декабря 1994 года. Согласно закону, правила устанавливают противопожарный режим, регламентируя как правила поведения людей, так и порядок организации производства и содержания территории, зданий, сооружений и других объектов. При этом, согласно закону «О техрегулировании», исчерпывающий перечень обязательных требований, обеспечивающих безопасность зданий, сооружений и процессов производства, должен фиксироваться исключительно в техрегламентах, существенно ограничивающих возможность ведомств устанавливать произвольные требования. МЧС последовательно выступало против такого подхода. В частности, в 2008 году обсуждение предложенного МЧС проекта техрегламента «Общие требования пожарной безопасности» привело к скандалу и публичному обращению главы РСПП Александра Шохина к спикеру Госдумы Борису Грызлову с просьбой о недопущении принятия документа, отдающего бизнес во власть пожарного инспектора. В результате найденного компромисса наиболее одиозные нормы из документа были удалены, а техрегламент был утвержден законом № 122 от 22 июля 2008 года.

   На этом фоне предложенный МЧС проект «Правил пожарной безопасности», не требующий утверждения Госдумой, выглядит как попытка реванша. В своем заключении Минэкономики обращает внимание, что многие положения Правил противоречат закону «О техрегулировании». Например, пункт 32 правил запрещает «применение в процессах производства материалов с неисследованными показателями пожаровзрывобезопасности или не получивших подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности, а также их хранение совместно с другими материалами». То есть данным пунктом хозяйствующим субъектам предписывается получать сертификат пожарной безопасности даже на кирпичи, в то время как, согласно статье 145 техрегламента «О требованиях пожарной безопасности», обязательной сертификации подлежат лишь материалы, определенные правительством. Далее Минэкономики указывает, что многие положения проекта правил дублируют, а чаще ужесточают требования техрегламента, что порождает противоречия в нормативных документах и несет коррупционные риски. Внутренние противоречия отмечаются и в самих правилах. Например, пунктом 45 прямо запрещается устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты на мероприятиях с массовым скоплением людей. При этом пункт 124 проекта разрешает применение подобных спецэффектов в случае необходимости при наличии соответствующего согласования с органами МЧС. При этом согласование должно проводиться по процедуре, зафиксированной в приказе МЧС № 141 от 16 марта 2007 года «Об утверждении инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности». Однако как отмечают в Минэкономики, данный приказ предусматривает порядок согласования технических условий лишь для зданий и сооружений, «что может привести к созданию условий для злоупотреблений со стороны уполномоченных лиц».

   Вывод, который делают эксперты Минэкономики, вряд ли придется по вкусу сотрудникам МЧС. В Минэкономики напоминают, что, согласно закону «О пожарной безопасности», под «противопожарным режимом» понимаются противопожарные требования, устанавливающие правила поведения людей, и требования, устанавливающие порядок организации производства, а также содержания территорий, зданий и других объектов. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям, сооружениям и процессам производства, зафиксированы в соответствующих техрегламентах. При этом, согласно статье 7 закона «О техрегулировании», любые иные требования к процессам эксплуатации, не включенные в соответствующий техрегламент, не могут носить обязательный характер.

Источник: Коммерсантъ-Online