СРО НП «ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»
филиал по Приволжскому и Уральскому
Федеральным округам

ИНТЕРВЬЮ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦОД ФПС МЧС РОССИИ ЛУКАШЕВИЧА А. В.

Александр Иванович, как возникла идея создания законопроекта?
Инициатива создания законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности» исходила от общественных организаций, объединяющих предпринимателей, работающих в области пожарной безопасности. Законопроект создан для защиты их прав и законных интересов, одновременно создавая условия для более качественного выполнения работ в этой области и тем самым обеспечивая доступность этих услуг для потребителя, высокое качество выполняемых работ и оптимальную цену.

Какие цели преследовал законопроект?

Целями создания законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности» являются исключение c рынка противопожарных работ недобросовестных, некачественных, контрафактных организаций, которые своей деятельностью не обеспечивают необходимую пожарную безопасность продукции или выполняемых работ. Установление оптимальной ценовой политики и регулирование всех работ в этой отрасли.

Какие сложности, вопросы возникали в ходе разработки?

Сложности были. Так, Федеральный закон от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» устанавливает, что виды работ, которые выполняются только членами саморегулируемых организаций, определяются законодательством. В нашем случае виды таких работ и услуг определяются 24 статьей 69-ФЗ «О пожарной безопасности». При первоначальной подготовке законопроекта предполагалось создание одного СРО, но в последствии авторы и разработчики законопроекта в лице Комитета по собственности Государственной Думы Федерального собрания приняли решение, что саморегулируемые организации необходимо разделить на три вида, такие как: саморегулируемые организации в области обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации объектов защиты; саморегулируемые организации в области оценки пожарного риска; саморегулируемые организации в области производства пожарно-технической продукции, но этот вид саморегулирования пока носит добровольный характер.

В дальнейшем в процессе обсуждения законопроекта возникли разногласия у Федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в согласовании законопроекта. По мнению Министерства регионального развития Российской Федерации, законопроект приведёт к двойному регулированию и дополнительным нагрузкам на бизнес. Однако это не так, любая организация, которая на сегодняшний день получила лицензию МЧС России вправе работать на любом объекте: строящемся, эксплуатируемом, принимаемом в эксплуатацию. При этом для выполнения работ на строящемся объекте необходимо быть членом СРО строительной. С введением института пожарных СРО отменяется лицензирование. Тем самым никакого двойного регулирования в этой области не будет. Те же организации, которые на сегодняшний день уже осуществляют деятельность, будут зарегистрированы и будут вправе выполнять работы на любой стадии жизненного цикла объекта. Для того, чтобы саморегулируемые организации, которые уже вошли в состав строительных СРО, имели возможность быть членами саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности и выполнять работы, должны в соответствии со статьей «переходного положения», изложенной в проекте закона, согласовать с МЧС России свои стандарты деятельности, а также соблюсти минимальные требования к членству в пожарном СРО.

Поэтому МЧС России подготовило поправки к законопроекту и протокол разногласий. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

Как принятый в третьем чтении закон о лицензировании повлияет на законопроект о саморегулировании?

Никак не повлияет. В законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности» включены положения исключающие данный вид лицензирования. В положениях нового федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» этот вид деятельности присутствует. Поэтому в законопроекте будет прописано, что лицензирование необходимо исключить.

Какая ситуация в настоящее время сложилась с законопроектом?

Госдумой принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности». В настоящее время все документы с доработками находятся в Правительстве Российской Федерации. В ближайшее время состоится совещание по этому вопросу. Из Правительства поправки и предложения по законопроекту поступят в Государственную Думу и будем ждать второго чтения.

Каким образом принятие закона отразится на организациях, осуществляющих работы в области пожарной безопасности?

Положительно. На сегодняшний день работа по созданию саморегулируемых организаций в этой области ведется. Большое количество организаций уже создано. Контроль за их деятельностью выполняет Комитет по геодезии и картографии в соответствии с постановлением Правительства. Если будет принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности», ведение реестра и контроль за деятельностью СРО в области пожарной безопасности будет осуществлять МЧС России, и указанные организации смогут объединяться в союзы и ассоциации. Заинтересованность у бизнес-сообщества в этом есть, поэтому принятие закона приведет лишь к тому, что те, кто работал честно и профессионально, будут ещё более востребованы на рынке услуг и будут продолжать профессионально выполнять свою работу. У них появятся соответствующие права, которые позволят регулировать процессы на рынке, исключать недобросовестных участников, исключать фирмы-однодневки.

Улучшится ли качество выполняемых работ, услуг в области пожарной безопасности после принятия законопроекта?

Однозначно улучшится. Саморегулирование станет эффективным инструментом, позволяющим повысить качество работы фирм, оказывающих услуги в области обеспечения пожарной безопасности, а также дебюррократизировать процесс лицензирования, вплоть до его последующей отмены.

Какие на Ваш взгляд положительные и отрицательные моменты можно выявить в работе механизма саморегулирования в других отраслях?

Единственное, что я могу сказать, так это в части строительных саморегулируемых организаций: саморегулирование состоялось, идея, заложенная в Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ « О саморегулируемых организациях» позитивная. Этот закон родился на основе анализа международного опыта, где производители работ и организации, оказывающие услуги, объединяются в профессиональные объединения, которые отвечают за продукцию и работы, которые они выполняют. Эти объединения участвуют в контроле за рынком, не допуская туда недобросовестных производителей. Не требуется излишнего вмешательства надзорных органов. Всё это повышает качество выполняемых работ. Минусы в том, что любая реформа предполагает определенный переходный период, обусловленный непониманием нового законодательства. Был заложен достаточно высокий критерий по созданию компенсационных фондов. Если крупные строительные организации, которые осуществляют свою работу в центральной части были в состоянии объединяться в саморегулируемые организации, то предприятия малого и среднего бизнеса на оставшейся территории Российской Федерации не могли изыскать средств для вступления в саморегулируемые организации. Это привело к уходу с рынка ряда организаций. Произошла мощная централизация, которая привела к ослаблению конкуренции. На сегодняшний день национальное объединение саморегулируемых организаций в области строительства является практически монопольным органом, который организует, управляет, контролирует деятельность в области строительства.

Мы же в сфере пожарной безопасности не хотим этого. Мы изучили все опыты создания саморегулируемых организаций, ушли от декларирования деятельности, планируем установить оптимальный размер компенсационных взносов – порядка двадцати пяти тысяч рублей. Этого, по нашему мнению, достаточно для покрытия расходов, связанных с проблемами выполнения одним из членов каких-то работ. Планируем широкое применение механизма страхования ответственности за нанесение ущерба третьим лицам, потребителям производимых товаров и услуг. В соответствии с договором страхования устанавливается факт наступления страхового случая и размер ущерба. У страховщика возникает обязанность возмещения ущерба в объеме страховой премии. Если страховой премии не хватает для покрытия установленного размера ущерба, наступает очередь обращения к компенсационному фонду СРО, членом которой является виновник ущерба.

Мы максимально уменьшили, так сказать, государственную составляющую в этом законе и в этом процессе. Кроме ведения реестра и контроля в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на Министерство никаких полномочий и обязанностей не возлагается. Всю свою деятельность саморегулируемые организации будут осуществлять самостоятельно.

Как Вы считаете, сможет ли законопроект предотвратить попытки попадания на рынок случайных людей?

Рынок будет контролироваться непосредственно участниками, а соответственно не допустит присутствия недобросовестных организаций, потому что за каждый процесс и этап выполненных работ несут ответственность сами члены саморегулируемых организаций. Это оптимальные условия, для обеспечения эффективного выполнения работ в области пожарной безопасности.

Чтобы Вы порекомендовали субъектам предпринимательской деятельности, у которых в этом году заканчивается лицензия?

Пока невозможно достоверно сказать, что 1 июня закон выйдет и начнёт работать условно говоря 1 января 2012. В законопроекте установлены переходные положения, которые с принятием закона через определенный промежуток времени приостановят выдачу лицензий. Поэтому организациям, у которых в первом полугодии этого года заканчивается лицензия, лучше её продлить. Это позволит не приостанавливать профессиональную деятельность до вступления закона в силу.

В конце разговора Александр Иванович отметил, что в скором времени ожидается принятие законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности». А в последствии меры по реализации законопроекта приведут к оздоровлению системы саморегулирования в Российской Федерации, повышению ответственности производителей продукции, работ и услуг, самих саморегулируемых организаций и к повышению уровня безопасности в целом.