СРО НП «ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»
филиал по Приволжскому и Уральскому
Федеральным округам

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ ПРЕДЛАГАЕТ ОГРАНИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ ЗАКУПОК ...

Счетная палата РФ предлагает ограничить количество электронных площадок для регламентированных закупокАудиторы подвели итоги мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок в 2015 году. С одной стороны, Счетная палата РФ зафиксировала ряд положительных изменений в области осуществления закупок. Так, по словам аудитора Счетной палаты РФ Максима Рохмистрова, отмечается рост эффективности процедур закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ). В 2015 году среднее количество заявок участников закупок приблизилось к трем на один лот, а экономия бюджетных средств по результатам проведения процедур закупок составила в среднем 7,6% (она рассчитывалась как разница между начальной ценой контракта и ценой, которую предложил победитель закупки).

С другой стороны, существенно возросло количество нарушений, допущенных при осуществлении закупок в рамках Закона № 44-ФЗ. В 2015 году было выявлено около 500 нарушений на общую сумму более 125 млрд руб., тогда как в 2014 году – 276 нарушений на общую сумму 39,6 млрд руб.

Еще одна тенденция, которой остались недовольны в Счетной палате РФ, – это увеличение объема закупок у единственного поставщика. Доля изначально объявленных закупок у единственного поставщика в целом по стране за 2015 год увеличилась с 16,1% до 18,7%.

При осуществлении закупок по правилам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" доля закупок у единственного поставщика еще больше: 40%. Аудиторы подчеркивают, что при этом совокупный объем регламентированных закупок составляет 23,1 трлн руб., что почти в четыре раза превышает объем государственных закупок.

В качестве негативной тенденции Счетная палата расценивает и отсутствие ограничений количества и порядка деятельности операторов электронных площадок. Общее количество операторов электронных площадок в течение 2015 года увеличилось более чем на 20%, и в настоящее время закупки в рамках Закона № 223-ФЗ обслуживают более 150 операторов. Для сравнения, в целях применения Закона № 44-ФЗ таких площадок пять. Аудиторы намерены обратиться в палаты Федерального Собрания с просьбой урегулировать требования к операторам электронных площадок, работающим в сфере регламентированных закупок.

Наконец, еще одна проблема уже неоднократно озвучивалась представителями Счетной палаты РФ, – это фактически неограниченное количество способов определения поставщиков, которые дает госкорпорациям и госкомпаниям ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. По подсчетам аудиторов, проанализировавших работу 10 крупных корпоративных заказчиков, последние применяют 27 различных способов закупки (от шести до 13 способов каждым).

В зоне риска и практика, при которой единственный поставщик передает работы по госзаказу субподрядчикам. К примеру, в 2015 году один из поставщиков, который определен единственным исполнителем осуществляемых Роснедрами закупок, получил заказы на общую сумму 14,3 млрд. руб., из них 98% были переданы на исполнение субподрядчикам. Плата последним за выполнение субподрядных работ составила 12,1 млрд руб. Таким образом, более 2 млрд руб. бюджетных средств остались в распоряжении единственного поставщика. По данным Счетной палаты РФ, такие случаи не единичны. Предложения по исправлению ситуации аудиторы пообещали направить в Госдуму и Совет Федерации.

ГАРАНТ.РУ