СРО НП «ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»
филиал по Приволжскому и Уральскому
Федеральным округам

НА VI ФОРУМЕ СРО ХОТЯТ ОБУЗДАТЬ ТОРГОВЛЮ "ВИДАМИ РАБОТ" КАК ПИРОЖКАМИ ...

Ключевым вопросом VI Всероссийского Форума «Саморегулирование в России: перезагрузка» - важного события в жизни СРО-сообщества, которое уже пятый год собирает более 700 представителей из более 60 отраслей - станет обсуждение изменений и дополнений в ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях», подготовленных Минэкономразвития с учетом мнения бизнес-сообщества по поручению президента РФ.

Об этом 9 марта 2016 года - на совместном заседании Совета Российского союза промышленников и предпринимателей̆ по развитию саморегулирования и оргкомитета VI Всероссийского Форума саморегулируемых организаций - заявил президент РСПП Александр Шохин. Как сообщает пресс-служба оргкомитета VI Всероссийского Форума, президент РСПП в целом так охарактеризовал это событие: «Форум – это мероприятие, которое проходит практически в формате съезда всех саморегулируемых организаций, где обсуждаются все ключевые вопросы саморегулирования…».

В свою очередь, вице-президент РСПП Виктор Плескачевский в интервью порталу «Экономика и жизнь» объяснил, почему VI Форум получил название «Саморегулирование в России: перезагрузка»: «Все предыдущие Форумы СРО … назывались одинаково «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития», а предстоящий — мы решили назвать: «Саморегулирование в России: перезагрузка». …Дело в том, что буквально через несколько лет после принятия базового закона (1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» – прим. нашего портала) по саморегулированию был нанесен… удар. В 2009 году принимая Градостроительный кодекс, который «вводил» саморегулирование в строительной отрасли, авторы законопроекта одновременно внесли поправки и в базовый закон о саморегулируемых организациях. Вместо слов «… в специальных законах могут быть только дополнительные требования…» появилась формулировка «… могут быть иные требования…»».

По мнению Виктора Плескачевского, практически все законодательство о саморегулировании принятое после 2009 года имело существенные отклонения от Концепции СРО разработанной в период 2001-2003 годах Минэкономразвития и Госдумой, и которая являлась частью Административной реформы. Больше всех «отклонились» строители. Например, был нарушен базовый принцип всех саморегулируемых организаций в мире — однородность членства. Закон о СРО это устанавливает, как требование, а Градостроительный кодекс допускает возможность быть членами СРО представителей разных видов деятельности (электромонтажных, вентиляционных, фундаментных и т.п.).

Еще один пример такого рода нарушения: все законы России, которые регулирует профессиональную или предпринимательскую деятельность, регулирует «деятельность», а Градостроительный кодекс «виды работ» и предполагает, что правом на «виды работ» СРО наделяет кого и как хочет. Если за много лет существования «видов работ» даже у государства не сложилось понимания, каким требованиям они должны соответствовать, надо ли удивляться, что многие СРО в строительстве занялись откровенным злоупотреблением – торговлей «видами работ» как горячими пирожками? А СРО в строительстве вместо публичных профессиональных корпораций превратились в коммерческие организации в собственности отдельных лиц.

К счастью для саморегулирования президент РФ обратил внимание на то, что очень важный для современной экономики институт работает отвратительно. Была проведена большая работа по анализу ситуации. Результатом этой работы стало поручение президента правительству «О совершенствовании механизмов саморегулирования». Как полагает г-н Плескачевский, спустя почти два года после этого поручения сейчас обсуждается готовый к внесению в Госдуму законопроект, подготовленный Минэкономразвития и предпринимательским сообществом. Таким образом СРО-сообщество дождалось того момента, который можно назвать «перезагрузкой» саморегулирования в России с учетом всего накопленного опыта, в том числе и ошибочного.

Во-первых, законопроект должен установить верховенство базового закона над всеми законами использующими термин «саморегулируемая организация». Во-вторых, механизм материальной ответственности существует, но практически не работает. Причин этому много, поэтому было принято решение о том, что принципы материальной ответственности должны быть одинаковы для всех, как и общий принцип всех СРО.

В-третьих, в базовом законе не прописан наиважнейший институт отраслевого саморегулирования — Национальное объединение СРО. В некоторых отраслевых законах его пришлось описывать отдельно, что в итоге опять привело к разнообразному пониманию этого института. И как следствие к множественным искажениям и злоупотреблениям. Например, в Градостроительном кодексе вместо «общего собрания» предусмотрено проведение «съезда», предусмотрено обязательное членство СРО в НОСТРОЙ и прочие «чудеса». Поэтому есть необходимость прописать в базовом законе этот институт достаточно единообразно, как если бы мы с вами описывали отраслевое министерство в законе о правительстве.

И четвертое, сегодня и президент РФ и правительство озабочены повышением эффективности контроля и надзора, поэтому взяв за основу все существующие наработки о саморегулируемых организациях, разработчики новых поправок и дополнений в ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях попытались описать универсальный способ контроля и надзора…

Владимир Владимиров

Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)

www.all-sro.ru