СРО НП «ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»
филиал по Приволжскому и Уральскому
Федеральным округам

СТРОИТЕЛЬНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ХОТЯТ ВСТРОИТЬ В ОБЩУЮ КОНЦЕПЦИЮ ..

Более трех часов длились обсуждения Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, прошедшие накануне в Ассоциации «Национальное объединение строителей»...

В работе заседания принял участие Президент НОСТРОЙ Николай Кутьин, Вице-президент РСПП Виктор Плескачевский, Президент СРО атомной отрасли Виктор Опекунов, директор Департамента стратегических программ и развития саморегулирования НОПРИЗ, ответственный секретарь Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Светлана Бачурина, представители Торгово-промышленной палаты, строительных нацобъединений, профессионального саморегулируемого сообщества. От представителей власти присутствовал Михаил Недорезов из Министерства строительства. Сотрудники Министерства экономразвития, Федеральной антимонопольной службы и Ростехнадзора по различным причинам отсутствовали.

Как сообщает пресс-служба НОСТРОЙ, мероприятие вызвало повышенный интерес со стороны профсообщества: в нем приняли участие более 120 человек со всей России, в том числе в режиме видеосвязи.

Заседание круглого стола открыл Николай Кутьин. Он напомнил, что Концепция совершенствования механизмов саморегулирования утверждена Правительством Российской Федерации 30 декабря 2015 года. В настоящее время в целях реализации документа готовятся поправки в действующее законодательство, предусматривающие изменения в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». По этому вопросу уже внесены предложения, которые значительным образом могут повлиять на будущее саморегулирования в строительной отрасли. Николай Кутьин особо подчеркнул, что необходимо в рамках круглого стола выработать консолидированную позицию профессионального сообщества, которую представители Нацобъединений будут представлять в переговорном процессе по Концепции и при подготовке сопутствующих законодательных актов.

Как один из разработчиков проекта Концепции, на заседании выступил Виктор Плескачевский. От отметил, что изменения в базовый закон под эту концепцию уже готовы, и даже прошли стадию согласования в Министерстве юстиции. Затем он перешел непосредственно к документу и обозначил ее основное предназначение.

«Саморегулированию с принятием 148-го закона была нанесена серьезная травма. И многое, что сейчас происходит, направлено на то, чтобы эту травму залечить. Единственные, кто отказываются слушать и внимать этому, оказываются строители, - указал руководитель РСПП. - Напомню, что 315-й закон изначально имел распространение на все законы. В нем было написано, что в специальных законах могут содержаться дополнительные требования. А в 148-м написано, что могут быть иные требования. Для тех, кто понимает разницу между дополнительными и иными требованиями, понятно, что все законы, которые были приняты, начиная со 148-го, они были о чем-то своем - о несоответствии с 315-м в большей или меньшей степени», - также обратил внимание Плескачевский.

Вице-президент РСПП подчеркнул, что не видит особой разницы и особенностей в регулировании строительной отрасли и иных сфер, в которых введено саморегулирование, что принципы регулирования стройки лишь на 5-10 % отличаются от всех остальных видов деятельности. По его мнению, все виды деятельности стройкомплекса можно объединить под одним видом - строительная деятельность. При этом он отметил, что никто не собирается ломать существующую систему трехуровневой пирамиды.

Николай Кутьин, в свою очередь, с выступающим не согласился. Он подчеркнул, для выполнения строительных работ необходимо иметь соответствующий допуск - подтвердить соответствующую квалификацию, нести ответственность за безопасность и качество, обеспечивать исполнение проектно-сметной документации, Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Заказчик должен заранее понимать, что он обращается к профессионалу, а не ко «врачу общей практики». Он также рассказал, что готов представить под это мнение научную доказательную базу.

Вице-президент НОСТРОЙ Николай Маркин подробно остановился на содержании и разделах документа. В частности, рассказал, что федеральные органы исполнительной власти должны руководствоваться положениями Концепции при осуществлении функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах предпринимательской и профессиональной деятельности. Также он оставил под сомнение необходимость добровольности членства в НО, но при этом отметил, что в Концепции Национальным объединениям отводится большая роль как в отрасли, так и в строительном и проектно-изыскательском саморегулировании.

В завершении Маркин поблагодарил Минэкономразвития за работу, которую провело министерство, что наконец был проведен анализ саморегулирования в стране; позитивно оценил описанные в Концепции результаты реализации, которые свидетельствуют о признании значимости саморегулирования.

Николай Кутьин, в свою очередь, заметил, что хотя у некоторых чиновников еще есть недоверие к институту, в концепции прослеживается главный вывод: документ еще раз подтверждает, что саморегулирование существует, и у Правительства России нет сомнений, что система сформировалась и эффективно функционирует.

С докладом «Инструменты обеспечения имущественной ответственности» выступила Мария Воронина, член Совета ТПП по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности. Она отметила, что имущественная ответственность - это дополнительная ответственность бизнеса перед потребителем в системе договорных отношений.

«Имущественная ответственность как механизм саморегулирования содержит в себе серьезную экономическую составляющую. Это форма аффекта бизнеса по отношению к потребителю, понимание можем ли мы взять на себя эту ответственность или не можем. В предложенной Концепции, и это нашло свет отражение и в сопутствующем законопроекте, выделен основной тренд - построение системы имущественной ответственности. В качестве основной формы предлагается следующая формула: формирование компфондов; размещение денежных средств через управляющие компании; страхование выведено как дополнительная форма ответственности», - пояснила она.

Также представитель ТПП отметила, что существующая система управления компфондами не отвечает экономическим условиям сегодняшнего дня. В частности, она напомнила о необходимости изменения очередности возврата средств компфонда в случае банкротства банков. Говоря о солидарной ответственности СРО по обязательствам членов, она выразила общее мнение участников конференции Практическое саморегулирование, что СРО должна сама определять готова ли выстраивать порядок субсидиарной ответственности или солидарной.

«Конечно, для потребителя намного интереснее ответственность солидарная. Но на сегодняшний день, когда становление саморегулирования только происходит, и мы вкладываем огромные денежные средства, - необходимо дать возможность в стадии формирования использовать субсидиарную ответственность. Саморегулирование - это очень дорогой механизм», - пояснила она.

Заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Сергей Чернов отметил ключевые особенности направлений совершенствования системы саморегулирования, нашедшие отражение в тексте Концепции, и остановился на трех этапах реализации документа. По его мнению, исполнение пунктов Концепции целесообразно представить в виде Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию механизмов саморегулирования, который необходимо составить в кратчайшие сроки. Особое внимание он, в том числе, обратил на новый термин, который вводит Концепция - отраслевое совместное регулирование, когда государство, с одной стороны, а профессиональное сообщество, с другой стороны, оптимизируют и совместно регулируют систему, решают стратегическую задачу по переходу к новой модели управления экономикой.

С перспективами развития саморегулирования в строительной отрасли в связи с утверждением Концепции выступил Александр Мешалов, вице-президент СРО «Объединение нижегородских строителей». В частности, он отметил, что реформы должны быть постепенными, не следует сразу кардинально менять сложившиеся отношения, а последствия каждого предложения нужно просчитывать. В связи с этим он предложил отметить в резолюции необходимость сохранения обязательного членства в СРО строительной отрасли, в национальных объединениях СРО, а также наделить национальные объединения саморегулируемых организаций правом утверждать стандарты и правила, обязательные для всех СРО, входящих в их состав. Кроме того, по словам Александра Мешалова, меры по реализации Концепции, включая проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, должны приниматься не только по согласованию с федеральными органами, осуществляющими государственное регулирование в отрасли, но и с предпринимательским или профессиональным отраслевым сообществом.

Генеральный директор СРО «Строительное региональное партнерство» (г. Новосибирск) Максим Федорченко подчеркнул, что обсуждаемая Концепция стала важным и своевременным стратегическим документом, который определит будущее саморегулирования в строительной сфере. Однако он отметил отсутствие законодательно закрепленных норм, обязывающих государственные органы прислушиваться к мнению профессионального сообщества. Это сводит на нет многочисленные усилия и многолетнюю работу национальных объединений. В частности, проведенная НОСТРОЙ огромная работа по стандартизации уперлась в нежелание государственных органов признавать разработанные стандарты. Поправки в Федеральный закон № 214-ФЗ, подготовленные Экспертным Советом НОСТРОЙ, которые поддерживает большинство добросовестных застройщиков, не учтены, Минстрой России внес законопроект в Госдуму без корректировок. Максим Федорченко, как и многие другие выступающие, обратил внимание, что в настоящее время нет механизма взаимодействия СРО, национальных объединений с федеральными органами исполнительной власти. Причем аналогичная ситуация, подчеркнул он, складывается и на уровне регионов. По его мнению, эта проблема должна решаться в рамках предложенной Концепцией трехуровневой модели саморегулирования, согласно которой предусмотрено взаимодействие НОСТРОЙ с органами исполнительной власти.

Член Совета НОПРИЗ Антон Мороз особо подчеркнул роль профессионального сообщества как основной опоры при подготовке законодательных актов и необходимость согласования с ним принимаемых документов. Он выразил сожаление, что на мероприятии отсутствовали представители из Минэкономразвития России, однако предложил на базе этого министерства, курирующего всю систему саморегулирования, создать временный орган, который стал бы основным органом при подготовке нормативно-правовых актов, предусмотренных в Концепции. Более того, он отметил необходимость обязательного участия в подготовке документов двух национальных объединений строительной отрасли, НОСТРОЙ и НОПРИЗ, поскольку они представляют и выражают мнение миллионов граждан, ведущих процесс строительства, проектирования и изысканий.

Кроме того, в рамках круглого стола с докладами по реализации Концепции выступили: генеральный директор СРО Союз «СтройСвязьТелеком» Юрий Мхитарян, генеральный директор СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, член регионального штаба Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге Павел Созинов, заместитель генерального директора СРО «МООСС» Александр Бабин.

По итогам заседания разработанный к заседанию вариант итоговой резолюции был взят за основу. Всем участникам мероприятия было предложено представить в НОСТРОЙ свои замечания и комментарии, которые войдут в финальный вариант документа. Документ будет направлен всем ведомствам для ознакомления.

Шуняева Диана

Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)

www.all-sro.ru