СРО НП «ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»
филиал по Приволжскому и Уральскому
Федеральным округам

В ГОСДУМЕ ВЫСКАЗАЛИСЬ "ЗА" И "ПРОТИВ" ОТМЕНЫ НАЛОГА НА ПРИРАЩЕНИЕ КОМПФОНДА СРО ...

Специалисты саморегулирования, представители законодательной и исполнительной власти обсудили предложенные депутатом Госдумы Антоном Ищенко изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие исключение из налогооблагаемой базы процентов, начисляемых по депозитам, в которых хранятся компенсационные фонды саморегулируемых организаций.

Как сообщила пресс-служба Общественного совета по развитию саморегулирования, накануне обсуждения законопроекта в Госдуму, в Совет ТПП РФ по саморегулированию, а также в адрес руководителей НОПРИЗ и НОСТРОЙ было направлено письмо ответственного секретаря Общественного совета Сергея Афанасьева с заключением о предложенной законодательной инициативе. По его оценке, принятие предлагаемых Антоном Ищенко поправок освободит участников строительного бизнеса от избыточной финансовой нагрузки, исчисляемой в объеме от 600 миллионов до 2 миллиардов рублей в год.

Также в заключении отмечается, что СРО не вправе расходовать средства компфондов ни на какие иные цели, кроме предусмотренных Градостроительным кодексом случаев компенсации вреда. Кроме того, закон обязывает СРО в целях сохранения и увеличения размера компфондов размещать эти средства исключительно в депозитах или депозитных сертификатах. Начисляемые кредитными учреждениями проценты по таким вложениям могут направляться только на приращение компенсационного фонда, а СРО, согласно нормам закона, не может распоряжаться начисленными по этим депозитам процентами.

Однако Налоговый кодекс учитывает приращение компфонда как доход саморегулируемой организации и включает его в налогооблагаемую базу. Поскольку СРО по закону не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, единственным источником для оплаты налога на прибавку компфонда являются средства членов саморегулируемых организаций – строителей, изыскателей и проектировщиков. Таким образом, участники строительного рынка помимо выплаты налогов, начисляемых непосредственно за осуществляемую ими деятельность, обязаны сообща погашать налог, начисленный на приращение компфонда своей СРО.

Законопроектом, подготовленным депутатом Госдумы Антоном Ищенко, предлагается устранить эту коллизию. Парламентарий представил участникам круглого стола поправку, согласно которой пункт 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ, в котором перечислены виды доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, предполагается дополнить подпунктом 43.1 следующего содержания: «проценты от размещения на депозитных счетах в кредитных организациях денежных средств, полученных в целях их сохранения и прироста компенсационного фонда некоммерческой организации или возвращенных управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом, дивиденды, процентный (купонный) доход, иные подлежащие передаче в управление управляющей компании в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

В пользу принятия законопроекта об отмене налога на приращение компфонда СРО выступили первый вице-президент Ассоциации инженеров «Национальная палата инженеров» Александр Вронец, начальник отдела нормативного обеспечения НОСТРОЙ Роман Ковнер, исполнительный директор НП «Нефтегазхимпроект» Юрий Филимонов, директор Национальной ассоциации экспертов экономической безопасности Мария Воронина и другие участники круглого стола.

Аргументированно и убедительно выступил ректор Института изучения проблем саморегулирования Владимир Аверченко. Он обосновал необходимость отмены налога на проценты по банковским депозитам, в которых хранятся компфонды, доказав, что эти средства нельзя расценивать как доход саморегулируемой организации, и они имеют совершенно другое предназначение.

Ожидаемо против исключения доходов от размещения компфонда СРО из налогооблагаемой базы высказался представитель Минфина России Сергей Крючков. При этом ведущий советник департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина ссылался на нормы федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», однако совершенно не учитывал особенности закона «О саморегулируемых организациях» и нормы Градостроительного кодекса. В результате доводы Минфина прозвучали неубедительно, и остальные участники обсуждения единодушно поддержали законодательную инициативу Антона Ищенко.

© Информационный портал «Саморегулирование».