СРО НП «ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»
филиал по Приволжскому и Уральскому
Федеральным округам

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА: СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОПУСТОШИТ КОМПФОНДЫ СРО ...

По мнению участников слушаний в Общественной палате, неприемлемым является принуждение СРО к размещению средств компфонда в УК, а введение принципа солидарной ответственности для возмещения ущерба приведет к их молниеносному опустошению.

10 ноября 2015 года в Общественной палате РФ прошли общественные слушания о путях законодательного совершенствования института саморегулирования. В дискуссии участвовали представители Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России», «Опоры России», саморегулируемых организаций и профессиональных объединений. Главной целью этих слушаний стала оценка действующего законодательства о саморегулировании, анализ разработанной Минэкономразвития концепции совершенствования механизмов саморегулирования и проекта поправок в закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», рассмотрение предложений профессионального сообщества по совершенствованию законодательства.

По итогам слушаний был сделан вывод, что действующий базовый закон о саморегулировании № 315-ФЗ не в полной мере соответствует идеологии, цели и миссии саморегулирования и нуждается в серьезной модернизации с последующей его гармонизацией с десятком отраслевых законов и множеством подзаконных актов. Существующие проблемы в становлении института саморегулирования вызваны, прежде всего, его бессистемным законодательным регулированием, не учитывающим различия в системе государственного регулирования отдельных областей экономической деятельности. В отсутствии общегосударственной модели саморегулирования различных областей экономики.

По мнению участников слушаний, неприемлемым является принуждение СРО к размещению средств компфонда исключительно через управляющую компанию, а в случае ликвидации СРО размещение и оставление таких средств на депозите нотариусов. Размещение компфонда через УК повышает риски его утраты вследствие некачественного управления и незащищенности денег, размещенных через управляющую компанию. Оставление компфонда на депозите нотариусов однозначно приведет к попыткам искусственных ликвидаций СРО, выводу средств из КФ и всяческому препятствованию их возврата добросовестным членам СРО и потребителям.

Преждевременным, по оценке участников слушаний, является введение принципа солидарной ответственности, как механизма для возмещения ущерба. Устройство судебной системы в России в совокупности с несформированными правилами профессиональной деятельности приведет к молниеносному опустошению компфондов как вследствие действительных ущербов, так и деятельности групп недобросовестных юристов. Как результат, добросовестные предприниматели будут вынуждены постоянно платить за чужие нарушения, что, в свою очередь, сделает невыгодной добросовестную конкуренцию и, по сути, уничтожит саморегулирование. На сегодняшнем эволюционном витке для саморегулирования приемлема только субсидиарная ответственность…

По итогам слушаний были выработаны следующие рекомендации:

  1. Правительству рассмотреть концепцию совершенствования механизмов саморегулирования с учетом требований указа президента от 23 июля 2013 года № 824, постановления Конституционного Суда от 19.12.2005 года № 12-ПП и предложений профессионального сообщества.
  2. Правительству ввести мораторий на внесение поправок в федеральные законы, регулирующие сферы профессиональной деятельности до утверждения концепции совершенствования механизмов саморегулирования и приведения в соответствие с ней базового закона о саморегулировании №315-ФЗ.
  3. Правительству поручить Минэконоразвитию в концепции совершенствования механизмов саморегулирования и законе «О саморегулируемых организациях» привести систему саморегулируемых организаций в областях экономики в соответствие с системой гос. управления областями экономики в РФ.
  4. В соответствии с постановлением Конституционного Суда от 19.12.2005 года № 12-ПП правительству внести в закон № 315-ФЗ требования устанавливать в отраслевых законах об особенностях исполнения передаваемых государством контрольно-надзорных функций конкретные квалификационные требования к руководителям и специалистам дирекции саморегулируемых организаций.
  5. Минэкономразвития доработать законопроект «О внесении поправок в закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в полном соответствии с концепцией совершенствования механизмов саморегулирования (после её доработки) с учетом предложений профессионального сообщества, требований указа президента от 23.07.2003 года № 824 и после его рассмотрения и утверждения правительством РФ.
  6. Госдуме провести парламентские слушания по проекту закона «О внесении поправок в Федеральный закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» сразу после его внесения на рассмотрение депутатам.

Владимир Владимиров
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)

www.all-sro.ru